Поиск

Юридическая литература

Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности

  • знакомиться с нормативными актами и иными документами органов исполнительной власти и подведомственных им предприятий, организаций и учреждений, в том числе содержащими статистические сведения и информацию коммерческого характера;
  • проводить проверки по заявлениям и сообщениям о причастности к коррупции и иным правонарушениям государственных служащих органов исполнительной власти, получать от них необходимые объяснения и справки, знакомиться с материалами их личных дел и осуществлять другие предусмотренные законодательством мероприятия;
  • вносить руководителям органов исполнительной власти предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • участвовать в работе межведомственных совещаний по вопросам противодействия организованной преступности и коррупции.

Деятельность этих должностных лиц в оперативно-розыскном процессе в основном ограничивается аналитическими, информационными, контрольно-организаторскими функциями.

Применяя в своей деятельности оперативно-розыскные мероприятия, сотрудники оперативных аппаратов и подразделений оперативно-розыскных ведомств руководствуются общими принципами. Характерными для оперативно-розыскного процесса и предусмотренными ст. 3 Федерального закона об ОРД являются конституционные принципы законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных начал и др. Принципы оперативно-розыскной деятельности закреплены в названном законе, а также в законодательных актах, определяющих нормативно-правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Они являются исходными положениями и руководящими началами деятельности оперативных подразделений, отражают назначение оперативно-розыскной деятельности, особенности ее как организационно и тактически упорядоченной системы оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в интересах борьбы с преступностью. Выше говорилось, что оперативные подразделения, входящие в состав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, создаются с учетом структурного обеспечения борьбы с различного вида противоправными деяниями. Так, подразделения уголовного розыска ведут борьбу с общеуголовной преступностью (разбои, грабежи, бандитизм, преступления против личности, кражи, различного рода преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности); подразделения по борьбе с экономической преступностью — с преступлениями в сфере экономической деятельности; подразделения управлений по борьбе с организованной преступностью — с организованными преступными группами, совершающими тяжкие преступления (терроризм, похищения людей, бандитизм и т. д.) и т. п. Кроме того, специализация, учитывающая основные направления в борьбе с различного вида преступлениями, сохраняется и в деятельности конкретных оперативных подразделений (отделов, отделений, групп); например, в управлениях уголовного розыска функционируют подразделения, специализирующиеся на предупреждении, пресечении и раскрытии отдельных видов преступлений: грабежей, разбоев, краж личного имущества, краж и угонов автотранспорта, преступлений против личности и т. д. Аналогичная система специализации действует и в других правоохранительных органах и ведомствах, а также в спецслужбах.

Дальше >>