Поиск

Юридическая литература

Особенности регулирования аграрных отношений за рубежом

§ 1. Правовое регулирование аграрных отношений в странах СНГ и Балтии

(основные направления аграрных реформ; крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы; регулирование сельскохозяйственного производства)

Для того чтобы разобраться в путях и перспективах аграрных преобразований и методах их правового регулирования в России, особенно интересно обратиться к опыту наших соседей по "ближнему зарубежью". Известно, что в республиках Советского Союза сельское хозяйство развивалось примерно одинаково, в рамках плановой социалистической экономики, в форме крупных централизованно управляемых хозяйств – колхозов и совхозов. За прошедшие после распада Союза годы независимые государства прошли трудный путь реформ, и в каждом из них этот путь различен. Значительно различаются темп, объем, радикальность и завершенность проводимых преобразований. В конечном счете они зависят от стратегии государства в области развития экономики и от политической обстановки в стране: ставится ли задача кардинальных преобразований или только частичных усовершенствований и что предполагается получить в результате – рыночную экономику, основанную на частной собственности, или несколько модифицированное социалистическое хозяйствование.

Основные направления аграрных реформ.

Наиболее последовательными являются реформы, проведенные в странах Балтии. Цели их обозначены в законодательстве достаточно четко. Так, уже в 1989 г. в постановлении Совета Министров Эстонской ССР "О первоначальных мерах по развитию крестьянских хозяйств" говорилось: "государственная сельскохозяйственная политика и принудительная коллективизация 1947–50 гг. нанесли значительный ущерб сельскому хозяйству Эстонии..." В Законе "О хуторском хозяйстве" 1988 г. подчеркивается, что целью его деятельности является не только ведение сельскохозяйственного товарного производства, но и формирование соответствующей эстонским традициям жизни на селе. В этом же Законе (ст. 17) впервые (из всех стран бывшего Союза) было установлено, что имущество колхозов и совхозов делится на доли и всем работникам сельскохозяйственного предприятия будет начисляться (в соответствии с их долей) определенный процент прибыли предприятия, и получить свою долю в натуре сможет лишь тот, кто выделяется для создания хуторского хозяйства. Аналогичная норма появилась затем в российском законе и в ряде законов о крестьянских хозяйствах других стран СНГ.

Дальше >>