Поиск

Юридическая литература

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

§ 4. Полномочия государственных и местных органов власти по управлению землями сельскохозяйственного назначения

(особенности правомочий управления; внутрихозяйственное управление; содержание функций управления; государственный земельный кадастр; государственная регистрация; государственный учет количества и качества земель; мониторинг земель; землеустройство; контроль за использованием и охраной земель; особенности разрешения земельных споров; цели и задачи охраны земель; специальные требования; недопущение загрязнения земель; стимулирование охраны земель)

Осуществляя функции управления в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы, касающиеся организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных их частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов). При этом государственное управление может иметь два принципиально различных правовых основания: 1) управление в случаях, когда государство является собственником земли – недвижимого имущества (хозяйственное управление); 2) управление государства – органа власти, т. е. суверена, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

В первом случае земля является для государственных органов объектом их хозяйственной деятельности, во втором – территорией, т. е. пространственной границей государственной власти.

Когда осуществляется управление в области сельскохозяйственного и иного землепользования со стороны государства в лице его компетентных органов власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных пользователям земли – независимо от форм собственности (например, при установлении земельного налога, государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.). Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации аукционов и конкурсов, при мероприятиях по мелиорации угодий и т. п.). Следовательно, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой – как объект хозяйственной деятельности.

Дальше >>