Система аграрного законодательства
• обеспечение заинтересованных должностных лиц текстами нормативных актов;
• спрос с чиновников за соблюдение норм аграрного законодательства;
• обучение должностных лиц и граждан применению и соблюдению правовых актов;
• осуществление повседневного и непрерывного контроля за применением аграрного законодательства;
• правительственное субсидирование средств массовой информации, содействующих продвижению правовой реформы в сфере агропромышленного комплекса;
• массовый выпуск литературы для широкого читателя;
• реформирование сельскохозяйственных органов с целью сосредоточить внимание на компетентности и профессионализме аппарата.
В субъектах РФ получает распространение заключение договоров федеральных и иных организаций и учреждений с местными органами, с общественными объединениями. Разумеются, они – договоры – могут совершенствоваться, улучшаться, но важен сам факт развития договорного процесса в области аграрных отношений как средства реализации требований законодательства.
Больше всего за последние годы сделано в области судебной реформы. Но в области аграрных отношений она оказалась недостаточно эффективной: проводится мало обобщений, нет специализации судей, аграрные дела весьма неохотно принимаются к производству, редко рассматриваются по существу, иски граждан годами пребывают в судебных инстанциях.
Здесь немало объективных причин: загруженность судей, отсутствие квалификации, актуальность других дел (о коррупции, об организованной преступности, о выборах, о чести и достоинстве), недостаточное общественное внимание к аграрным вопросам, экономический кризис в стране.