Иные основные положения оперативно-розыскной деятельности
В отличие от них оперативно-розыскные меры пресечения:
- имеют иную правовую суть и содержание, так как присущи оперативно-розыскной, а не уголовно-процессуальной деятельности;
- нормативно определены не в УПК, а в Федеральном Законе об ОРД;
- не являются разновидностью мер процессуального принуждения, а состоят из оперативно-розыскных процедур;
- не предназначены для ограничения прав обвиняемого (подозреваемого);
- их применяют соответствующие субъекты оперативно-розыскной деятельности, а не уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица (в основном следователь, прокурор и судья), и др.
отличаются они и тем, что к изучаемому в ОРД лицу одновременно могут применяться несколько ОРМ пресечения одного вида (например, изъятие предметов и прерывание предоставление услуг связи), а к обвиняемому (подозреваемому) в уголовном процессе – только одна из предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер (например, только заключение под стражу).
Оперативно-розыскные и административные меры пресечения.
В данном случае следует отличать оперативно-розыскные меры пресечения от мер наказания административно-материального характера (например, штрафа) и мер административно-процессуального свойства. С последними они разнятся, прежде всего, тем, что предназначены для пресечения не административных правонарушений, а преступлений.
Кроме того, изложенный в Федеральном Законе об ОРД правовой режим такой меры пресечения, как изъятие предметов, документов и сообщений, отличен от режимов, которые закреплены в ст. 27.10 гл. 27 “Изъятие вещей и документов” Кодекса РФ об Административных Правонарушениях и в других нормативных правовых актах, регулирующих административные правоотношения.