Поиск

Юридическая литература

Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности

1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц;
2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренные Федеральным Законом об ОРД ОРМ.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального Закона об ОРД перечень дел оперативного учета (виды дел) определяются в нормативных правовых актах органов, осуществляющих ОРД. Несмотря на закрытый в основном характер дела оперативного учета, известны общие открытые требования, которые предъявляют к их классификации. Так, перечень дела оперативного учета формируют в зависимости от определений стадий оперативно-розыскного процесса.

В данной связи различают:

  • дело оперативной проверки (предварительной);
  • дело оперативной разработки;
  • дело оперативного контроля (оперативного надзора);
  • дело оперативного розыска (практике известны и иные критерии, которыми руководствуются при систематизации дела оперативного учета.).

Заведение дела оперативного учета – это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов).

Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого-либо ОРМ. Тем не менее, оперативно-розыскная практика свидетельствует, что отдельные ОРМ, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащий основания для заведения дела оперативного учета.

Дальше >>