Поиск

Юридическая литература

Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности

Заведение дела оперативного учета определенного вида (оперативной проверки, оперативного розыска и др.) имеет и иное значение – оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно-розыскного процесса (путем заведения оперативной проверки) и, во-вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного процесса – в другую (например, преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).

По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, дело оперативного учета может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных п. 1 – 6 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД.

Ими являются:

  • наличие возбужденного уголовного дела;
  • ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о:

    1) признаках подготавливаемого. Совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достоверных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    2) события или действия, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
    3) лица, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    4) лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;

  • поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст.7 Федерального Закона об ОРД;
  • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
  • запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения дела оперативного учета, допустимого конкретизировать такие основания, указанные в п. 1 – 6 ч.1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД, в нормативных актах оперативно-розыскных органов, что и происходит на практике. Это правомерно также потому, что дело оперативного учета есть лишь одна из форм организации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны издавать нормативный акты, регламентирующие именно организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Дальше >>