Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности
а) информационное обеспечение ОРД;
б) документирование ОРД.
Оба они отражают лишь отдельные правовые категории ОРД, а именно:
- средство ОРД в виде оперативного учета (информационные системы и дела оперативного учета);
- составную часть оперативной проверки в виде документирования противоправной деятельности объектов оперативно-розыскной деятельности как института оперативно-розыскного процесса, характерной чертой которого является оформление оперативно-служебных документов, фиксация данных на иных носителях.
В итоге Российский оперативно-розыскной закон 1995 г. не обеспечил надлежащей регламентации такого системно-процессуального аспекта оперативно-розыскной деятельности как оперативная проверка.
Следует отметить, что вышеуказанный подход к обеспечению правовой основы оперативно-розыскного процесса:
а) разделяет законодатель в ряде стран СНГ, предпочитая определить основания проведения оперативно-розыскной деятельности, а не систему стадий оперативно-розыскного процесса. Характерным примером в этом плане является оперативно-розыскной закон Украины;
б) не разделяет законодатель в Латвии, Литве, а также в ряде зарубежных стран, в частности в США. В последнем случае прослеживается стремление законодателя указанных стран, наряду с фиксацией оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, определить сущность и систему ОРД.
Среди бывших республик Советского Союза подобного рода тенденция проявляется в Латвии и Литве. Так, положения оперативно-розыскных законов Литвы и Латвии хотя и по-разному, но все же отражают системно-процессуальный аспект ОРД. Например, в оперативно-розыскном законе Литвы обозначены две оперативно-процессуальные формы: