Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности
Во-первых, результаты аналитического поиска сигнализируют о причастности конкретных физических лиц и их сообществ к противоправным деяниям, посягательстве на важные для государства интересы.
Во-вторых, оперативная проверка — инструмент раскрытия “неочевидных” преступлений.
Сказанное свидетельствует о том, что:
а) оперативная проверка может входить в систему стадий оперативно-розыскного процесса, обеспечивающих раскрытие тайной с элементами маскировки противоправной деятельности конкретных лиц и их сообществ;
б) оперативная проверка может иметь характер автономного цикла оперативно-розыскных мероприятий, призванных обеспечить обнаружение лиц, оставшихся нераспознанными после совершения ставшими общеизвестными деяний в виде убийств, разбоев, бандитизма и т. п.
Оперативная проверка как стадия оперативно-розыскного процесса представляет собой оперативно-процессуальный правовой институт оперативно-розыскной деятельности и подлежит регламентации на законодательном уровне. Речь идет о создании качественной правовой основы для этого аспекта оперативно-розыскной деятельности.
Правовая основа оперативной проверки.
В российском оперативно-розыскном законодательстве оперативная проверка, начиная с 1992 г. имела довольно логичную систему норм, придавшую легитимность анализируемой стадии оперативно-розыскного процесса. Так, законодатель в Федеральном Законе об ОРД 1992 г. предусмотрел:
- во-первых, комплекс оснований проведения ОРМ, косвенно указывавших на рассматриваемую стадию оперативно-розыскного процесса;
- во-вторых, ст. 9 Федерального Закона об ОРД, обозначенную как “Производство оперативной проверки”. Вполне закономерно было бы предположить, что Федеральный закон об ОРД 1992 г. должен был бы восполнить некоторые пробелы относительно этого системно-процессуального аспекта ОРД. Тем более что прецедент по этому поводу имеется в правовых актах США, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность ФБР, а также в законе об оперативной деятельности Латвии.
Однако законодатель в России, вероятно по субъективным причинам, не привнес ясности в регламентацию системно-процессуального аспекта ОРД. Сохранив в оперативно-розыскном законе статью, посвященную основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий, пробелы, посвященные оперативно-розыскному процессу, он не восполнил. Более того, законодатель исказил регламентацию системно-процессуального аспекта ОРД, прежде всего касающейся такой стадии, как оперативная проверка. Так, в тексте Федерального Закона об ОРД вместо статьи “Производство оперативной проверки” появилась ст. 10 “Информационное обеспечение и документирование ОРД”. И хотя документирование в оперативно-розыскном смысле этого слова осуществляется, как правило, именно в ходе оперативной проверки, в наименовании этой статьи использованы разнопорядковые термины: