Поиск

Юридическая литература

Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности

Декларирование призывов о необходимости осознать:

  • либо у нас будет демократия с неизбежной платой за нее определенным уровнем преступности, безработицы и иных свойственных данному государственному устройству негативных социальных явлений;
  • либо ОРД будет выявлять потенциальных преступников, что можно осуществить лишь на основе всеобщего негласного контроля за населением под “благородным ” предлогом: преступление легче предупредить, чем раскрыть.

Этот лозунг верен, но к ОРД относиться не должен. Недопустимо для “удобства” ОРД жертвовать начавшимися демократическими преобразованиями [См., Пономарев Л.А. Замечания и поправки председателя парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота к Закону " Об оперативно-розыскной деятельности в России "., № 23/21 - 252 от 17.02.1992 г.].

В итоге в Законе РФ об ОРД 1992 г., а затем и в Федеральном Законе Об ОРД нет упоминания об основаниях и поводах, позволяющих вести оперативное расследование, то есть разведывательную работу в социально-аномальной среде. Помимо этого отсутствует регламентация основных аспектов этой стадии оперативно-процессуальной деятельности.

Аналогичная картина прослеживается в оперативно-розыскных законах Республики Беларусь и Молдовы. Определенный прогресс при разрешении вопроса об обеспечении легитимности стадии разведывательно-поисковой работы наблюдается в оперативно-розыскных законах Украины и Республики Казахстан. Здесь в перечне оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий имеются и те, которые позволяют вести разведывательную работу в интересах решения задач ОРД[См., Закон Республики Беларусь " Об оперативно-розыскной деятельности ". Закон Республики Молдова " ОБ оперативно-розыскной деятельности ".].

Дальше >>