Поиск

Юридическая литература

Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности

  • по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске - обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления, без вести пропавших;
  • по информации о ненадлежащем реагировании – на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, на указания прокурора;
  • в других случаях с учетом состояния законности в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Важным средством предупреждения правонарушений, связанных с ненадлежащим исполнением норм Федерального Закона об ОРД, является предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено соответствующим прокурором в случае и порядке ст. 25 Закона о прокуратуре.

Способы реагирования прокурора на нарушения Федерального Закона об ОРД во многом зависят от содержания проверяемых материалов (документов). Одним из таких способов является представление прокурора об устранении допущенного нарушения Федерального Закона об ОРД. Прокурор вносит это представление в оперативно-розыскной орган (его должностным лицам), который компетентен устранять нарушение Закона (в течение месяца должны приниматься меры по устранению допущенного нарушения, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших ему, а результаты - письменно доводиться до прокурора).

Особо подчеркнем, что согласно воли законодателя прокурорский надзор осуществляется только за “исполнением настоящего Федерального Закона” (ст. 21 Федерального Закона об ОРД). Исполнение законов – одна из форм правореализациию, оно выражается в активных действиях субъектов по осуществлению предписаний законов (в частности, по выполнению возложенных на них обязанностей). Однако в практической оперативно-розыскной деятельности происходит реализация норм законов не только в форме исполнения, но и в других формах – соблюдения и использования. Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности распространена практика применения права, т.е. основанных на властных полномочиях соответствующих оперативно-розыскных органов и их должностных лиц действий по претворению правовых норм в жизнь.

Следовательно, законные полномочия российской прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью юридически оформлены не для всех форм реализации правовых норм, а только для одной из них – исполнения, но не оговорены вообще в области применения правовых норм в оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрим право прокуроров, которое изложено в ч. 2 ст. 21 Федерального Закона об ОРД. Согласно ее предписаний по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы: дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В данном предписании конкретизировано одно из прав прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Отметим, что прокурору должны быть предоставляться все требуемые им материалы (включая подлинники), которые касаются существа вопроса (исключая те, которые упомянуты в ч. 3 ст. 21 Федерального Закона об ОРД).

Дальше >>