Поиск

Юридическая литература

Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое дало его, а содержание устного отражается в справке, которую составляет прокурор).

В соответствии с Федеральным Законом об ОРД прокурор вправе давать указания оперативно-розыскному органу:

  • по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона о б ОРД);
  • в письменной форме – о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 Федерального Закона об ОРД);
  • требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 21 Федерального Закона об ОРД).

Кроме того, прокурор может:

  • опротестовывать противоречащие Федеральному Закону об ОРД решения руководителей оперативно-розыскных органов;
  • выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном нарушении (при наличии достаточных оснований);
  • требовать привлечения лица, нарушившего Федеральный Закон об ОРД, к иному виду юридической ответственности.

Вместе с тем следует учитывать, что приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09 августа 1996 года № 48 уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям использовать определенные законом методы прокурорского надзора:

Дальше >>