Поиск

Юридическая литература

Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности

Даже самая современная техника оказывается малоэффективной, когда речь идет о целенаправленной информации, здесь достичь ожидаемого результата можно только с помощью агентуры.

С этим мнением совпадает и позиция А. Даллеса, полагавшего, что агентурная работа является альтернативой не только как бы личному сыску, но и оперативному внедрению перевоплощенного работника на интересующие спецслужбу объекты. Если невозможно внедрить своего агента на оберегаемый объект, то не остается ничего, кроме как завербовать человека, уже находящегося там (“на месте”)[См., Даллес А. Исскуство разведки./ Пер. с англ. Междунар.отношения; МП "Улисс", 1992, С.288.].

Что касается использования конфидентов в интересах борьбы с противоправными деяниями, то в дополнение к вышепересиленному можно привести слова одного из руководителей Московского уголовного розыска: “… рассматривать информацию как донос, а донос как информацию – ошибочно. Если вы увидели убийцу и нашли в себе мужество сообщить об этом, то это не донос. Это поступок. А вот если вы не сделали этого, то вы - трус и негодяй”[См., Неизвестная разведка // Щит и меч. 1990.].

Конфиденциальность как специфическое правовое отношение между двумя сторонами (представителем государства и гражданином) характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обоих сторон, а также соответствующей ответственности.

Непосредственно в Федеральном Законе об ОРД указаны следующие права:

  • на заключение контракта с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст.17);
  • на расшифровку. Так, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о лицах, оказывающих или оказывавших оперативно-розыскному органу содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренными федеральными законами (ч. 2 ст. 12), а сведения об этих лицах представляются соответствующим прокурорам только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21);
  • на исчисление трудового стажа и пенсионного обеспечения (ч. 6 ст. 18);
  • на единовременное пособие и пенсию по инвалидности. Так, при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, травмы, ранения, контузии, увечья, наступившие в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с оперативно-розыскными органами, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9 ст. 18).

Для лица, извившего желание оказывать содействие в осуществление ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности:

Дальше >>