Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности
Сказанное свидетельствует о том, что руководитель оперативного подразделения должен обеспечивать квалифицированное руководство операппаратом, а также своим подчиненным состояние защищенности, быть человечным в отношении с ними, уметь располагать к себе рядовых оперативных работников, сотрудничать с ними, воспринимая и развивая их идеи. Важно правильно оценивать оперработников, своевременно и умело поощряя их.
Помимо этого, руководитель операппарата должен соответствовать и следующим требованиям:
- быть организатором работы службы (направлять повседневную деятельность, оценивать, обобщать “сырой” материал, превращать политику в действия и т. п.);
- абстрагировать общую задачу от конкретных ситуаций, возникших под влиянием определенных факторов;
- уметь брать на себя ответственность за принятые оперативные решения, особенно связанные с профессиональным риском;
- быть личным примером в этическом плане.
Помимо вышеуказанных категорий сотрудников оперативных подразделений (руководители и непосредственные исполнители-оперработники), определенный правовой статус может предоставляться отдельным должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В современных условиях такой специфичной фигурой являются должностные лица оперативных подразделений, назначенные помощниками к руководителям органов исполнительной власти по вопросам борьбы с преступностью.
Помощники руководителей центральных органов исполнительной власти и местных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с преступностью (далее именуются,— помощники руководителей) являются должностными лицами этих органов, назначаемыми из числа сотрудников действующего резерва Министерства внутренних дел и службы безопасности.