Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности
- органов внутренних дел;
- федеральных органов безопасности;
- федеральных органов налоговой полиции;
- органов государственной охраны;
- органов пограничной службы;
- таможенных органов;
- службы внешней разведки.
Кроме указанных органов и их оперативных подразделений, согласно ч. 2 ст. 13 названного закона, оперативные подразделения органов внешней разведки Министерства обороны России и органов внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в ограниченном объеме — только в целях обеспечения собственной безопасности и в случаях, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в ч. 1 названной статьи. Следовательно, оперативные подразделения этих двух ведомств являются субъектами ОРД, но в ограниченной сфере деятельности.
Как видно из содержания ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона об ОРД, законодатель перечислил в них как правоохранительные органы (органы внутренних дел, налоговая полиция, таможенные органы), призванные вести борьбу с общеуголовной и экономической преступностью, так и спецслужбы, осуществляющие разведку, контрразведку и отчасти разрешающие криминальные проблемы (ФСБ, органы государственной охраны, пограничной службы, органы внешней разведки, а также частично подразделения внешней разведки ГРУ МО России, ФАПСИ при Президенте Российской Федерации).
Оперативная деятельность спецслужб осуществляется в соответствии со ст. 9 и ст.10 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации, ч. 4 ст. 30 Закона РФ “О государственной границе Российской Федерации”, ст. 6 Федерального закона “О внешней разведке”, п. 2 ст. 4 Федерального закона “О государственной охране”.