Поиск

Юридическая литература

Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности

Согласно уголовно-процессуальному законодательству органы, осуществляющие ОРД, являются одновременно и органами дознания. Однако законодатель не привнес ясность в вопрос о том, адекватно ли оперативное подразделение как организационно ограниченная управленческая единица, органу дознания и вправе ли сотрудник оперативного подразделения одновременно осуществлять и оперативно-розыскные мероприятия, и уголовно-процессуальные действия. Разрешение этого вопроса важно по той причине, что в ст. 72 проекта УПК РФ С. Е. Вицина и других авторов на сочетание этих действий предлагается наложить запрет.

Статья закона, касающаяся полномочий оперативных подразделений, должна содержать и ответ на вопрос о том, обладают ли их сотрудники правом пользоваться процессуальными полномочиями и в соответствии с иными кодексами, регламентирующими производство по делам о различных правонарушениях. В России это, например, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Законодательные акты, регламентирующие ОРД в странах СНГ и Балтии, провозглашают отраслевым принципом оперативно-розыскной деятельности сочетание гласных и негласных начал. Между тем Федеральный закон об ОРД, в отличие, например, от оперативно-розыскных законов Украины, Белоруссии, не содержит перечня полномочий сотрудников оперативных подразделений по применению гласных мер, обеспечивающих сбор информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Речь идет об истребовании, сборе и изучении документов, характеризующих физических и юридических лиц, беспрепятственном посещении различных объектов, получении информации из автоматизированных справочных систем и банков данных, создаваемых государственными органами и т. п.

Дальше >>