Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности
Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев:
1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:
1) непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1 ст. 13 Федерального Закона об ОРД);
2) изучаемые лица (гл. 9);
3) лица, подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);
4) лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и др.).
2. По отношению к государству различают две основных группы:
1) являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);
2) не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)
3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:
1) на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);
2) юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).
В перечне субъектов как участников оперативно-розыскного процесса, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам – физическим лицам, сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб государства, которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют ОРМ, добывают, анализируют оперативную информацию, для чего вступают во взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями криминальной среды.