Поиск

Юридическая литература

Глава 41. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Ценность магнитофонной ленты радиообмена заключается не только в том, что она позволяет дословно восстановить смысловое содержание докладов летчика и команд руководителя полетов и хронометрически установить точное время эволюции полета, но и в том, что по магнитофонной записи радиообмена представляется возможность изучить речевые особенности участников радиообмена и таким образом идентифицировать каждого из них, определить, кому принадлежит каждая команда, изучить изменения в характере речи каждого участника радиообмена. В отдельных случаях по магнитофонной записи можно приблизительно определить отдельные параметры пространственного положения самолета в воздухе.

Допрос свидетелей и потерпевших. В зависимости от характера происшествия в качестве свидетелей допрашиваются очевидцы из числа летного и технического состава, диспетчерской службы, работники, осуществлявшие подготовку и обеспечение полетов, а также лица, оказавшиеся в районе вынужденной посадки или падения самолета, спасшиеся члены экипажа и пассажиры, работники авиаремонтных мастерских, групп регламентных работ, завода-изготовителя авиационной техники и другие.

Выясняется, где и когда произошла авиационная катастрофа или авария, что конкретно наблюдали очевидцы в этот момент, не слышали ли взрывов или сильных хлопков во время полета и в момент удара самолета о землю, не наблюдали ли пламени или шлейфы дыма за самолетом, каковы были цвет и густота дыма, слышали ли шум работавших двигателей перед ударом самолета о землю, каковы были направление и угол снижения самолета, пикировал или планировал самолет до соприкосновения с землей, не отделялись ли от самолета в воздухе его части или другие предметы. Инженерно-технический и летный персонал, руководитель полетов и другие свидетели, имеющие отношение к подготовке полета, допрашиваются о том, проверялось ли техническое состояние самолета перед полетом, какие неисправности были обнаружены, что конкретно было предпринято по их устранению, были ли случаи отказа в работе авиационной техники во время предыдущих полетов данного экипажа, все ли неисправности и отказы фиксировались в соответствующих документах, каков полетный вес самолета и характер имевшегося на нем груза, правильно ли была произведена центровка самолета перед стартом, каков объем предварительной и предполетной подготовки членов данного экипажа, соответствовали ли полетное задание экипажа и условия его выполнения уровню этой подготовки.

Дальше >>