Поиск

Юридическая литература

Глава 41. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

При стальное внимание необходимо уделить созданию и работе по исковых групп. В состав этих групп, кроме авиаспециалистов, включается значительное число лиц, не имеющих отношения к авиации (местных жителей, военнослужащих и др.). Эти лица, как правило, вовсе не знают деталей самолета и не умеют с ни ми правильно обращаться при обнаружении, они просто могут не обратить на них внимания. В этой связи важно провести подробный инструктаж членов поисковых групп с разъяснением, какие детали и где искать, как обращаться с ними в случае обнаружения, какие признаки зафиксировать, как упаковать найденные вещественные доказательства и сохранить для дальнейшего исследования. Начинать осмотр следует с объектов, которые раньше других могут подвергнуться изменениям в результате спаса тельных и восстановительных работ, и с объектов, результаты осмотра которых могут оказать влияние на эффективность осмотра других объектов.

Выемка и осмотр документов. Вопросы конструирования, производства, испытания, ремонта и эксплуатации авиационной техники, организации, подготовки и обеспечения полетов, характера полетных заданий, условий и режима полетов, нарушений правил пилотирования и другие вопросы работы авиации находят подробное отражение в многочисленных документах, которые ведутся различными авиационными службами.

Тщательное изучение этих документов позволяет получить ценную информацию об обстоятельствах авиационного происшествия. К тому же сведения, содержащиеся в одних документах, могут при сопоставлении находить подтверждение или опровергаться другими документами. Важно принять срочные меры к сохранению технической, летной и медицинской документации, произвести выемку необходимых документов или опечатать их. В зависимости от характера авиационного происшествия осмотру подлежат: полетный лист данного экипажа; журнал хронометража полетов диспетчера аэропорта; журнал радиообмена командной радиостанции: магнитофонная лента с записью радиообмена между командно-диспетчерским пунктом и экипажем самолета; карта-схема радиолокационной проводки самолета, содержащая данные радиотехнического контроля за полетом, и другие материалы радиолокационных пунктов; бортовые журналы, записи и другие документы летчика (экипажа); расчеты штурмана по прокладке курса; и др. Кроме того, для следователя могут представлять интерес документы, отражающие состояние авиационной техники: технические формуляры на самолет и двигатель, паспорта на отдельные агрегаты и приборы, журналы учета поломок и отказов авиатехники, документы, отражающие радиотехническое и аэродромно-техническое обеспечение полетов, бюллетени погоды метеорологической службы, синоптические карты, летные и медицинские книжки членов экипажа, журналы учета летных происшествий и др.

Дальше >>