Глава 41. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта
Судебно-химическая экспертиза, назначаемая для исследования топлива, горюче-смазочных материалов, красок и различных жидкостей, определяет химический состав веществ и их групповую принадлежность. Для ответа на вопросы о качестве и структуре металла тех или иных деталей (рельса, сломанной оси вагона и пр.), а также для определения однородности или неоднородности металла назначается металлографическая экспертиза. При наличии человеческих жертв и пострадавших проводится также судебно-медицинская экспертиза, основной задачей которой является решение вопроса о причине и времени наступления смерти, а также выявления на трупе телесных повреждений, не связанных с крушением и причиненных, возможно, до того, как оно произошло.
Судебно-медицинское освидетельствование пострадавших проводится также с целью определения характера тяжести телесных повреждений. Правильное решение этого вопроса имеет значение не только в плане изучения обстоятельств происшествия, но и разрешения вопроса о гражданском иске.
Судебно-медицинская экспертиза подозреваемого (из состава локомотивной бригады) проводится с целью выявления признаков алкогольного опьянения. Допрос свидетелей и потерпевших. Свидетелями по делам о крушениях могут быть работник железнодорожного транспорта, пассажиры и другие лица, наблюдавшие отдельный обстоятельства происшествия.
При расследовании таких происшествий, как сходы подвижного состава, столкновения поездов, наезды на посторонние предметы, следователь ориентируется прежде всего на первую группу свидетелей, так как они, имея соответствующие профессиональные знания и опыт, способны полнее и точнее охарактеризовать отдельные обстоятельства, связанные с работой транспорта, состоянием подвижного состава, путевого хозяйства и организацией движения поездов. При допросе свидетелей и потерпевших из числа пассажиров необходимо учитывать их психическое состояние в момент происшествия, неожиданность и скоротечность события.