Поиск

Юридическая литература

Глава 41. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Служебное расследование (оно носит не уголовно-процессуальный, а административно-правовой характер) проводится в соответствии с Положениями (инструкциями) о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, вод ном и воздушном транспорте. По задачам расследования предварительное следствие и служебное расследование происшествия во многом совпадают, поэтому для устранения дублирования, в целях организации слаженной целенаправленной работы особое значение приобретает четкое взаимодействие следователя (следственно-оперативной группы) с лицами, производящими служебное расследование (если не создана специальная правительственная комиссия, это начальник железной дороги, ревизор по безопасности движения, руководители соответствующих служб дорог, капитан порта и др.). Оно предполагает совместное согласованное планирование работы, постоянный обмен информацией о результатах расследования, взаимные консультации по техническим, организационным и правовым вопросам, связанным с происшествием. Все материалы служебного расследования постановлением следователя приобщаются к уголовному делу (в подлинниках). Предварительное расследование по делам о транспортных происшествиях проводится, как правило, с применением бригадного метода.

В состав следственно-оперативной группы желательно включать следователей и оперативных работников, знающих специфику работы соответствующего вида транспорта. На первом этапе расследования выдвигаются и проверяются, прежде всего, следственные версии о: а) технической при чине происшествия и наступления вредных последствий; б) лицах, виновных в происшествии; в) форме виновности (неосторожное или умышленное совершение противоправных действий); г) причинной связи между нарушением правил без опасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями; д) наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых (переутомление, болезненное состояние, непредоставление работнику предрейсового отдыха, систематическое нарушение трудовой и технологической дисциплины, злоупотребление алкоголем и т. п.).

Дальше >>