Поиск

Юридическая литература

Глава 37. Расследование должностных хищений

- обстоятельства осуществления незаконных действий (например, выпуска, использования неучтенной продукции, сокрытия недостач или излишков и др.);

- характеристика изъятого, перешедшего во владение отдельных лиц имущества (например, какое имущество присвоено. кем, когда, в каком количестве, на какую сумму и т. п.):

-подлинность или подложность соответствующих документов (например, известные свидетелю факты подделки документов, конкретные обстоятельства оформления данного документа и возможного получения по нему продукции и др);

-система документооборота, установленная на данном объекте, и возможные отклонения от нее (например, какие отклонения от установленного порядка допускались, соответствуют ли современным требованиям хранения, транспортировки грузов установленные нормы естественной убыли);

- отношения допрашиваемого с обвиняемым, его связями, его оценка факта хищения и др. Осмотр, выемка и исследование документов. Документы в распоряжение следователя поступают: а) вместе с первичными материалами (например, к акту ревизии приобщены все сомнительные документы, не принятые ревизором); б) от различных заинтересованных лиц (заявителей, гражданских истцов, подозреваемых и др.), которые по собственной инициативе или предложению следователя предоставляют их: в) в результате выемки следователем.

Приемы анализа документов, помогающие вскрывать хищения, подразделяются на четыре группы: 1) анализ отдельного документа: проверка документа по форме - наличие всех необходимых реквизитов, а также нет ли сомнительных реквизитов; арифметическая проверка - контроль за правильностью итоговых показателей, подсчитанных по горизонтальным строкам и вертикальным графам; нормативная проверка - изучение содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам и инструкциям, нормам расхода, расценкам и т. п.; 2) анализ нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции: встречная проверка - сопоставление разных экземпляров одного и того же документа; метод взаимного контроля - сопоставление различных документов, в различных аспектах отражающих одну и ту же операцию (например, правильность начисления зарплаты может быть проверена путем исследования наряда на работу и расценок за труд); 3) анализ учетных данных, отражающих движение однородных ценностей, - восстановление количественно-суммового учета и контрольное сличение остатков (например, инвентаризационная опись на начало инвентаризационного периода, приходные документы, инвентаризационная опись на конец инвентаризационного периода); 4) методы фактического контроля: фактическая проверка состояния средств хозяйства (частичная пли полная инвентаризация, лабораторные анализы или экспертизы); фактическая проверка хозяйственных операций, отраженных в документе; проверка наличия указанной в документе продукции в натуре.

Дальше >>