Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования
Разработка методик расследования опирается на целостную систему принципов. К их числу, помимо тех, что указаны выше, относятся следующие:
- обусловленность указанных разработок потребностями следственной практики (с учетом этого определяется тематика методик, их структура, круг рассматриваемых вопросов, решение которых требует методико-криминалистического обеспечения);
- учет и реализация принципа законности при разборке методических рекомендаций (рекомендации должны исходить из ориентации практиков на неуклонное соблюдение закона, они должны соответствовать духу и букве закона и формировать уважительное отношение к нему);
- комплексное использование правовых и иных источников информации (в их числе: типовые криминалистические модели, данные уголовной, народнохозяйственной статистики, литература юридического и неюридического профиля);
- использование новейших достижений научно-технического прогресса и передового следственного опыта, других сфер практической деятельности (например, опыта, методов, методик, применяемых налоговыми инспекциями, органами госсаннадзора и т. д.);
- учет связи и преемственности между проводимыми и ранее проведенными исследованиями в той же криминалистической области, между выдвигаемыми и существующими концепциями;
- обусловленность научной разработки методических рекомендаций особенностями изучаемых объектов (исследуемых по уголовным делам событий, криминальных и следственных ситуаций и т. д.). Указанные общие принципы конкретизируются на основе выделения частных принципов, одна часть которых относится к познавательной, другая - к конструктивной стадии научной разработки методик расследования.
Стараниями ученых-криминалистов и практиков-юристов создано большое количество методик расследования различного жанра. В основном они комплексируются в руководствах, справочниках, издаваемых для следователей и органов дознания. В курсе криминалистики изучается только малая их часть.
Выбор соответствующей тематики осуществляется исходя из ведомственной принадлежности юридического учебного заведения и его профилирующей направленности. При этом учитывается актуальность проблемы борьбы с деяниями определенных категорий, степень их распространенности и опасности.