Поиск

Юридическая литература

7. Особенности производства по некоторым категориям уголовных дел

Если же несовершеннолетний не состоял на учете, то в ходе его допроса и допроса свидетелей следователю необходимо выяснить все, что имеет значение по делу личности несовершеннолетнего обвиняемого. Вызов к следователю несовершеннолетнего производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Возможен и иной порядок, если это вызвано обстоятельствами дела, например через администрацию учреждения, где учится или работает несовершеннолетний (ст. 395 УПК). В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя либо по ходатайству защитника может участвовать педагог (ст. 397 УПК). Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Педагог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему обвиняемому и по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса следователь разъясняет педагогу его права, о чем делает отметку в протоколе допроса. С одной стороны, участие педагога в допросе несовершеннолетнего помогает следователю наладить контакт с несовершеннолетним, что важно для установления обстоятельств совершения преступления и роли в нем обвиняемого. С другой стороны — для несовершеннолетнего обвиняемого участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер.

По этой категории дел зачастую используются специальные знания психологов и психиатров.

Дальше >>