Международное морское право
Тем не менее основным источником современного морского права является Конвенция ООН по морскому праву. Это весьма обширный международно-правовой акт, включающий собственно Конвенцию (320 статей) и девять приложений к ней, составляющих неотъемлемую часть согласно ст. 318 Конвенции.
Конвенция помимо преамбулы включает 17 тесно взаимосвязанных между собой частей, а именно: Часть I — Введение; часть II — Территориальное море и прилежащая зона; часть III — Проливы, используемые для международного судоходства; Часть IV — Государства-архипелаги; Часть V — Исключительная экономическая зона; Часть VI — Континентальный шельф; Часть VII — Открытое море; Часть VIII — Режим островов; Часть IX — Замкнутые или полузамкнутые моря; Часть Х — Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита; Часть XI — Район; Часть XII — Защита и сохранение морской среды; Часть XIII — Морские научные исследования; Часть XIV — Разработка и передача морской технологии; Часть XV — Урегулирование споров; Часть XVI — Общие положения и Часть XVII — Заключительные положения.
Приложения озаглавлены: Далеко мигрирующие виды; Комиссия пo границам континентального шельфа; Основные условия поиска, разведки и разработки ресурсов Района; Устав предприятия; Согласительная процедура; Статут Международного трибунала по морскому праву; Арбитраж; Специальный арбитраж; Участие международных организаций.
Одно лишь перечисление частей Конвенции и ее приложений наглядно свидетельствует о том, насколько продвинулось международно-правовое регулирование исследования и использование пространств Мирового океана по сравнению с Женевскими конвенциями 1958 г. Последние имели в виду лишь четыре вида морских пространств — территориальное море, прилежащую к нему зону, открытое море и континентальный шельф. Ныне же речь идет также о таких, в частности, морских пространствах, как исключительная экономическая зона, международный район морского дна, воды государств-архипелагов, проливы, используемые для международного судоходства, ; замкнутые или полузамкнутые моря.