Поиск

Юридическая литература

Защита прав сельскохозяйственных организаций и предпринимателей

Для обжалования неправомерных действий и решений законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам (в том числе предпринимателям без образования юридического лица, например, фермерам) больше возможностей, чем организациям. Так, в соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане могут направлять обращения в государственные органы, которые обязаны рассматривать их по существу и принимать решения.

Статья 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусматривает возможность граждан обжаловать неправомерные действия и решения в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, а также учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Большую эффективность имеют обращения в специально уполномоченные органы, например, территориальные представительства Федерального антимонопольного органа. Эти органы имеют право давать обязательные предписания об отмене или изменении неправомерных актов, а также налагать штрафы за нарушения антимонопольного законодательства (ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г.).

Немалую роль в защите прав граждан и организации играют и органы прокуратуры. Органами прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращение в прокуратуру, как и обращения в другие инстанции, не препятствует обратиться в суд.

Заявления (жалобы, предложения) должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. Как правило, такие сроки не превышают 10 дней. В течение этого времени заявителю должен быть дан ответ на его запрос в письменной форме. В ответе указывается, принимается или отклоняется его жалоба (если отклоняется, то по каким причинам) и меры воздействия, которые были применены к нарушившему право лицу. Кроме того, заявителю может быть объяснено, какие недостатки жалобы послужили причиной ее отклонения, и предложено их устранить. Если спорный вопрос данному органу неподведомствен, разъясняется, в какую инстанцию может обратиться заинтересованное лицо.

Дальше >>