Поиск

Юридическая литература

Управление агропромышленным комплексом России

В конце XIX – начале XX в. в России сформировалось земское самоуправление, которое оказалось противопоставленным государственному управлению. Из-за отсутствия четко обозначенных пределов компетенции происходили конфликты и столкновения.

Многие считали, что местное самоуправление является не самостоятельным звеном управления, а звеном общей системы государственного управления. Самоуправление рассматривалось как децентрализованное государственное управление, осуществляемое через посредство лиц, не являющихся государственными служащими.

В конце XIX в. Александр III кардинально изменил принципы самоуправления, включив его органы в общую систему государственного управления. Было принято Положение о земских начальниках, утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Земские должностные лица превращались в государственных служащих: им присваивались классные чины и выплачивались государственные пенсии. Земские учреждения превращались в разновидность исполнительных органов губернаторской власти. Многие вопросы не могли решаться без согласования с полицией, представлявшей в земствах государственную структуру, и представителем власти.

К 1913 г. в среднем 50% бюджета органы местного самоуправления все-таки зарабатывали уже сами. Самоуправление достигло больших успехов, в том числе и в управлении сельской экономикой, по ряду причин: сами выбирали органы управления, формировали структуру органов, в значительной степени самофинансировались, нанимали компетентных работников из земской интеллигенции. Фактически в этот период государственное управление сочеталось с относительно широким самоуправлением, а формы не противоречили традициям общественной жизни.

Дальше >>