Система аграрного законодательства
Аграрное законодательство нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Основные изменения видятся в следующем:
• усиление прав граждан с расширением их возможностей контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, ведающих сельским хозяйством;
• создание стройной системы государственного управление качеством сельскохозяйственной продукции:
• усиление экономических механизмов воздействия на нарушителей аграрного законодательства;
• расширение сельскохозяйственных функций самоуправления;
• фактическое уравнивание различных форм собственности – в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
• придание аграрным отношениям характера гражданско-правовых при сохранении специфики природопользования и ресурсопотребления;
• открытие или раскрытие аграрных отношений, то есть вовлечение в их обсуждение, контроль, охрану, использование граждан, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
• устранение монополизма, привлечение антимонопольных средств воздействия;
• повышение роли судов в рассмотрении споров;
• учет и использование регионального принципа в управлении и контроле в области аграрных отношений.
Переход к признанию равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности и свободе договора, обеспечению восстановления нарушенных прав и их судебной защите означает коренной пересмотр устоявшихся взглядов на продовольственное благополучие общества и методы его обеспечения.
Самые главные резервы совершенствования правовой системы находятся в сфере органов местного самоуправления. Строго говоря, их деятельность выходит за рамки создания, совершенствования законодательства. Однако если иметь в виду регулирование аграрных отношений, установление местных правил вокруг них, реализацию законодательства, повышение его эффективности, то роль местного самоуправления трудно переоценить.