Система аграрного законодательства
Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий предусматривает компетенцию Российской Федерации, совместную компетенцию Федерации и ее субъектов и компетенцию субъектов Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции относятся:
• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
• федеральная государственная собственность (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы) и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального развития Российской Федерации;
• производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
• определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
• гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране аграрных интересов, рычаги защиты земельных и других природных ресурсов и их владельцев);
• метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области аграрных отношений).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции находятся:
• защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области аграрных отношений);