Система аграрного законодательства
Закон имеет определенные преимущества перед остальными источниками права: он является письменным источником, призванным отражать общий интерес, общую волю, готовящимся длительное время и с помощью квалифицированных юристов. В связи с многообразием природно-климатичес-ких условий нашей страны нормативные федеральные акты по вопросам аграрных отношений должны приниматься по крупным направлениям и проблемам и крайне осторожно – решение конкретных деталей передается субъектам Федерации, относится к их правотворческой компетенции.
Нормативные акты составляют иерархическую систему, или пирамиду, соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.
Среди различных видов нормативных правовых актов, регулирующих аграрные отношения, закон стоит на первом месте и занимает особое положение, обладая высшей силой.
Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В законе всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное количество случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые акты – как нормативные, так и индивидуальные, – поэтому они называются подзаконными.
Законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием (референдумом). Этим обусловливается их верховенство над остальными актами, которые не могут противоречить закону.