Поиск

Юридическая литература

Глава 8. Криминалистическая теория планирования и организации расследования

Органы дознания и предварительного следствия в своей практической деятельности должны поддерживать тесную связь с общественностью, постоянно опираться на ее помощь в борьбе с преступностью. В следственной практике помощь общественности используется главным образом для: а) обнаружения и пресечения преступлений; б) выявления лиц, подозреваемых в совершении преступлений: в) розыска и задержания преступников; г) розыска орудия преступления и других вещественных доказательств: д) выявления свидетелей по делу; е) подготовки к производству отдельных следственных действий (осмотра, обыска, следственного эксперимента, предъявления для опознания, проверки показания на месте); ж) выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя помощь общественности в раскрытии преступлений, необходимо соблюдать определенные условия: привлекать представителей общественности к участию в раскрытии преступлений строго добровольно, обеспечивать при этом их личную безопасность, не наделять их правами, которые по закону имеют лишь следователь или лицо, производящее дознание, не пользоваться услугами заинтересованных в исходе дела лиц, не допускать преждевременной огласки данных предварительного расследования. Недопустимо перекладывать на представителей общественности функции органов дознания и предварительного следствия, поручать им производство допроса свидетелей и выполнение других следственных действий.

Субъектам и взаимодействия следователя с различными контролирующими органами в процессе расследования (кроме следователя) могут выступать работники: 1) контрольно-ревизионных управлений (отделов) финансовых органов (главным образом по делам о хищениях имущества, хозяйственных и должностных преступлениях и др.); 2) Госторгинспекции (по делам о контрабанде, незаконном сбыте, перевозке или пересылке наркотических веществ и др.); 4) органов Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госавианадзора, Госавтоинспекции (по делам о чрезвычайных происшествиях на объектах промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др.); 5) санитарных, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных инспекций, органов экологического и радиационного контроля: 6) органов пробирного надзора (по делам о фальшивомонетничестве, хищении золота и драгоценных металлов и др.); 7) других контролирующих органов федерального, республиканского и местного подчинения (бактериологических, гидрометеорологических станций и др.). Контрольно-ревизионные управления (отделы) финансовых органов могут проводить по постановлению следователя ревизии, инвентаризации, проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, проверять состояние учета и хранения товарно-материальных ценностей, сырья и готовой продукции, законность кредитно-денежных операций и т. д. Контролирующие органы помогают следователю в подготовке судебных экспертиз, подборе опытных экспертов, а также в выделении специалистов для участия в производстве осмотров и других следственных действий.

Дальше >>