Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности
- сбор информации при помощи осведомителей (собственно осведомительство; получение ключей для проникновения в жилище объектов проверки; составление планов и схем при подготовке проникновения в жилые и служебные помещения; опознание личности подозреваемых при фотографировании; расшифровка непонятных разговоров, подслушанных по телефону; предупреждение своих контролеров из ФБР о намечающихся телефонных переговорах, имеющих достаточное значение, чтобы востребовать ордер на их прослушивание; поставка информации, которая может быть использована как основа для письменных свидетельских показаний в целях обоснования необходимости электронного подслушивания и других видов слежки);
- сбор информации при помощи местной полиции и штатов;
- поиск информации в отделах регистрации автомобилей, где есть фотографии объектов проверки, а также сведения, дающие ключ к архивам ведомств социального обеспечения;
- опрос объектов проверки, в том числе в интересах их разработки, а также в профилактических целях;
- наблюдение и прямое фотографирование объектов проверки;
- опрос осведомителей;
- опросы друзей, родственников, соседей объектов проверки, их учителей, а также иных лиц, которые могут дать полезную информацию (торговцы, бармены, водители такси и т. п.);
- опросы сотрудников газет для получения сведений о лицах, которых они информировали;
- физическое наблюдение (постоянное, подвижное, периодическое, обеспечивающее идентификацию объекта и контроль за его деятельностью);
- контакт под вымышленным предлогом (агент, который собирая информацию, контактирует с физическими лицами — ее источниками, выдавая себя за другое лицо, в частности, юриста, судебного исполнителя, страхового агента, строительного инспектора и в пассивном варианте просто не раскрывает своего истинного лица);
- электронное наблюдение, обеспечивающее добывание информации как в отношении основных объектов проверки, так и других лиц, официально под наблюдением не состоящих;
- поиск информации в федеральных учреждениях (почта, таможня, бюро иммиграции и натурализации), в агентствах по штатам (избирательные комиссии, тюремные архивы);
- поиск информации с опорой на частные источники (кредитные кассы, банки, страховые компании, компании по прокату автомобилей);
- обработка почты (регистрация обратных адресов с конвертов писем, адресованных подозрительным лицам и организациям);
- вскрытие почтовых отправлений;
- тайное проникновение в жилище;
- поиск и анализ материалов, опубликованных в открытой печати;
- поиск и анализ различных документальных источников информации (обращение с просьбой о приеме на работу, судебные протоколы, документы о регистрации автомобилей, адресные книги и т. п.).
Сказанное позволяет заметить, что последующая оперативная проверка, т. е. оперативная разработка (полное или разведывательное расследование) представляет собой системную совокупность оперативно-розыскных мероприятий как минимально, так и максимально вторгающихся в частную жизнь граждан, оказавшихся в сфере осуществляющих ОРМ оперативных подразделений. Учитывая максимально интрузивный характер оперативной разработки, законодатель в ряде указанных выше стран дифференцирует ОРМ адекватно стадиям оперативно-розыскного процесса, в том числе и такому его этапу, как оперативная разработка. Помимо этого, во всех странах, в том числе и в РФ, устанавливаются условия и определенный процессуальный порядок подготовки и осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Особенность здесь и в том, что лица, по отношению к которым проводится оперативная разработка, подлежат постановке на оперативный учет (ст. 22 Закона Латвии об оперативной деятельности). Подобная практика существует в деятельности органов и служб, осуществляющих ОРД, других стран.