Поиск

Юридическая литература

Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности

Во-вторых, подзаконных нормативных актов, детально устанавливающих порядок производства по делам оперативного учета.

Это требование, предъявляемое к процессу осуществления оперативной проверки, имеет исключительно важное значение ввиду конспиративного характера оперативно-розыскной деятельности и допустимости использования в ходе оперативной проверки оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Законность обеспечивается различными формами контроля за ходом оперативно-розыскного процесса.

Совпадают и варианты использования результатов предварительной и последующей оперативной проверок. В обоих случаях она может быть завершена переводом добытых сведений из сферы ОРД в правовые рамки иной правовой функции: уголовного процесса, административно-правовой деятельности и т. п. В этом случае возбуждается соответствующее производство по определенному правовому факту. В ходе расследования этого события разрешается вопрос о виновности объектов оперативно-розыскного процесса, приобретающих правовой статус подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. В итоге обеспечивается, например, разрешение задач как оперативно-розыскной деятельности, так и уголовного процесса.

Как предварительная, так и последующая оперативная проверка могут быть завершены и при установлении определенных оснований, в частности обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД. Это объясняется тем, что, согласно нормам Федерального закона об ОРД, оперативно-розыскных законов стран СНГ и Балтии, оперативно-розыскная деятельность вошла в систему функций уголовной юстиции, будучи равной, дознанию и предварительному следствию. Однако специфика здесь в том, что она может реализовывать добываемую ею информацию не непосредственно, как, например, оперативно-следственный процесс США, а за счет правовых возможностей, прежде всего уголовного процесса, выступающего в роли как бы фильтра для этих данных. В итоге получение оперативно-розыскным путем сведений, указывающих, например, на лиц, тайно подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, еще не гарантирует однозначно неизбежность возбуждения уголовного дела, осуществления дознания, предварительного следствия и привлечения этих объектов оперативно-розыскной деятельности к ответственности, адекватной содеянному. На пути к этому порой возникают обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности использования результатов оперативной проверки, в том числе правового характера, зафиксированные в УПК РФ. При этом не исключается приостановление, а затем при благоприятном развитии ситуации возобновление оперативной проверки при наличии законных к тому оснований.

Дальше >>