Поиск

Юридическая литература

Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности

Безусловно, в приведенном примере присутствует элемент художественного вымысла. Однако, если представить себе, что роль писем выполняют, например, различные материалы находящихся в производстве оперативных и уголовных дел, описанное выше становится более правдоподобным.

Выбор автором данного примера не случаен и по следующей причине. Дело в том, что картина — характерный элемент образности представления мыслительной деятельности профессионального аналитика, пусть и в несколько упрощенной форме. Нередко процесс аналитического поиска сравнивают с задачей восстановления разобранной сложной мозаичной картины из груды осколков, когда специалист благодаря своему опыту обладает определенными навыками, знаниями и имеет некоторое представление о будущей картине. Он начинает с полной общей оценки “остатков”, затем берет раму и вставляет в нее стеклышки, которые, как он уже убедился на основе первоначальной оценки, могут быть расставлены только на свои определенные места. Получается картина, как бы предварительная, неполная, с пустыми местами. Затем берутся новые стеклышки, оцениваются как в отдельности, так и в совокупности, определяется приблизительное местоположение каждого стеклышка, и затем они вставляются в раму на предполагаемые места. Однако деятельность специалиста осложняется тем, что тот, кто разобрал картину, смешал в кучу и те стеклышки, которые не относятся к данной картине, чтобы таким образом затруднить, а подчас и сделать невозможным восстановление картины. При дальнейшем размещении стеклышек специалист неоднократно убеждается, что неправильно определил место какого-то стеклышка, и потому удаляет его, а заодно и другие связанные с ним стеклышки либо заменяет некоторые из них, дополняет другими и т. д. Так, постепенно, шаг за шагом, перед его глазами растет картина, все более отчетливыми становятся ее контуры. Чем меньше в ней пустых мест, тем больше приближается его догадка к действительности.

Дальше >>