Поиск

Юридическая литература

Стадии процесса оперативно–розыскной деятельности

В Российской Федерации и в Литве к числу субъектов ОРД отнесены таможенные органы. Они призваны вести оперативно-аналитический поиск информации о противоправных деяниях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В России эти вопросы детально определяет ст. 224 Таможенного кодекса РФ.

В число субъектов ОРД также включен и ряд спецслужб, которые ведут оперативно-аналитический поиск в пределах своей компетенции, предусмотренной соответствующими законодательными актами (РФ — служба внешней разведки; Россия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова — специальные органы, учреждения, институции министерства обороны).

Сказанное свидетельствует о том, что оперативно-аналитический поиск информации о разнообразных противоправных и иных деяниях должен быть надлежащим образом обеспечен структурно за счет создания соответствующих оперативных подразделений и определения их компетенции в этой сфере.

Для эффективного осуществления как оперативно-аналитического поиска, так и иных стадий оперативно-розыскного процесса оперативные подразделения имеют форму управления, отдела, отделения, бюро и т. п. Речь идет об оптимальном построении оперативной службы, занятой сбором, анализом и доведением разведывательной информации до заинтересованных лиц, служб, органов и организаций, ее использованием согласно нормам оперативно-розыскного закона.

Данная структура будет оптимально функционировать при соблюдении следующих положений:

  • личный состав подразделения криминальной разведки должен быть сгруппирован так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, поставленных как перед этой структурой в целом, так и перед каждым его работником, взятым отдельно;
  • возлагаемая на руководителя подразделения ответственность должна быть максимально ясна, определена и закреплена в нормативных документах;
  • орган, устанавливающий обязанности этого должностного лица, обязан предоставить ему соразмерные полномочия, которые могут применяться так, как этот руководитель сочтет необходимым (аналогично и относительно сотрудников подразделения);
  • руководитель этого формирования должен иметь право и средства контроля за работой подчиненных им лиц, с тем, чтобы проверять выполнение указаний и принимать меры к совершенствованию работы;
  • начальник может иметь в своем подчинении только такое число лиц, которым он способен руководить без особого напряжения. Деятельность всех подразделений и должностных лиц формирования должна быть максимально координирована и гармонично направлена к осуществлению общих целей формирования.

Так, например, в структуре Администрации (Управления) по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration (ДЕА)), созданной в США в июле 1973 г. в целях осуществления сбора, анализа и распространения информации в сфере борьбы с наркобизнесом как на национальном, так и на международном уровне предусмотрено разведывательное подразделение (Intelligence Division). Оно является автономным структурным элементом DEA и непосредственно подчинено одному из руководителей администрации Управления. В состав разведывательного подразделения структурно входит размещенный в Эль Пасо разведывательный центр (El Paso Intelligence Center — EPIC), укомплектованный не только специалистами DEA, но и сотрудниками других служб: таможенной службы США, береговой охраны, бюро по борьбе с алкоголем, табаком, оружием и др. Центр в Эль Пасо решает задачи сбора разведывательной информации, касающейся деятельности наркомафии, прежде всего, на воздушном и водном транспорте.

Дальше >>